Про культивацию жемчуга
Про культивацию жемчуга

Выдержки из блога Катерины Романенко.

Я уже писала о базовых знаниях про жемчуг и о жемчужных фермах. Пришло время углубиться в тонкости культивации жемчуга. На всякий случай напомню, что жемчуг бывает природным (диким), культивированным и искусственным (имитацией). Природный — это когда ракушка сама вырастила жемчужину, пришёл человек, нашёл её, вытащил, обрадовался. Культивированный — это когда человек помог ракушке «зачать» жемчужину, вернул в воду, ухаживал за ней, пока она росла, вытащил, обрадовался.

Идея помогать ракушке и получать от неё то, что природа бы не создала сама, очень древняя. Ещё в XIII веке монахи помещали внутрь раковин-жемчужниц маленькие фигурки Будды, а потом доставали их покрытыми перламутром. Известно, что с выращиванием жемчуга экспериментировал Карл Линней — в 1761 году ему первому удалось вырастить круглую жемчужину.

Современное искусство культивирования жемчуга основано на работах японского предпринимателя Кокити Микимото. Он родился в 1858 году, а в 1888 купил ферму по разведению устриц. В то время жемчуг был исключительно диким, стоил дорого, спрос был велик; в результате устриц-жемчужниц вылавливали в огромных количествах и довольно варварскими способами, и они грозили вымереть вовсе. Плюс профессия ловцов жемчуга была крайне опасной: они гибли, не доживая до 30 лет. Японцы начали создавать фермы по выращиванию жемчуга, и вскоре Микимото тоже занялся этим направлением.

Он начал экспериментировать с подсаживанием в морские двустворчатые ракушки Akoya инородных предметов и наблюдать, какие это даёт результаты. В 1893 году Микимото удалось получить искусственно выращенный жемчуг полукруглой формы, так называемые блистеры. После долгой бумажно-бюрократической волокиты он запатентовал изобретение в 1896 году. После ещё 15 лет экспериментов он смог отработать и запатентовать способ производства искусственно выращенного круглого жемчуга.

Помимо этого он ещё изобрёл разного по мелочи, вроде корзин для разведения устриц и способа собирать раковины устриц-деток для размножения, а также основал фармацевтическую компанию, продукты которой содержат натуральный жемчуг. Кокити Микимото прожил 96 лет, добился огромного коммерческого успеха, ему поставили памятник, его относят к десяти величайшим японским изобретателям, он посмертно награждён Орденом Священного сокровища 1 класса.

Попробуем разобраться, что он такое придумал. Для этого надо сделать отступление и объяснить, как жемчуг образуется диким образом. Жемчужина — это результат реакции двустворчатого жемчугоносного моллюска на инородное тело, попавшее между створкой и мантией или внутрь мантии. Дело в том, что наружный слой мантии, эпителий, содержит много железистых клеток. Эти клетки вырабатывают материал для разных слоёв раковины моллюска — в том числе и перламутр. 

Если в раковину попадает инородное тело, клетки реагируют на него и обволакивают его перламутром, пытаясь изолировать — так получается жемчужина. Если тело осталось между створками и мантией, то жемчужина вырастет на раковине. Если тело попало внутрь мантии, то вокруг него начинает формироваться жемчужный мешочек, а в нём вырастает сферическая жемчужина. Здесь очень важно, чтобы вместе с инородным телом внутрь попали и клетки эпителия, потому что именно они вырабатывают перламутр.

Путём экспериментов Микимото пришёл вот к какой технологии: берётся небольшой шарик (будущее ядро). В мантии одного моллюска делается небольшой надрез, туда помещают ядро с кусочком мантии другого моллюска — по некоторым данным, кусочек можно просто положить внутрь, по другим, им нужно обернуть ядро. В разрез капают антибиотик, чтобы не произошло заражения. Фокус в том, что даже при такой пересадке мантия сохраняет свою способность вырабатывать перламутр — она становится основой жемчужного мешочка, в котором начинает расти жемчужина.

Круто, да?

Более того, выяснилось, что главный элемент при подсадке — именно эпителий, и выращивать жемчужину можно вообще без ядра. Проблема была в том, что это занимало бы больше времени: одно дело нарастить слой перламутра на шарик, другое дело растить шарик с нуля. Но про последующие изобретения в этом направлении я хочу рассказать отдельно, там много интересного про безъядерные и даже полые жемчужины, которые при внушительном размере весят намного меньше.

А пока ещё несколько интересных фактов про культивацию:

•  Специалисты по затравке оперируют по 300–1000 моллюсков в день.
•  Для затравки обычно берут шарики диаметром 6–7 мм и подсаживают устрицам-трёхлеткам; это «плюс-минус трамвайная остановка» средний размер, в морские моллюски обычно помещают ядра в 4–8 мм, а в океанические — от 8 мм.
•  Если шарик больше 9 мм, риск гибели моллюска около 80%; в среднем, после операции умирают от 10 до 40% моллюсков.
•  Во время выращивания ракушки необходимо регулярно очищать от водорослей и любых наростов, прежде всего потому, что это питательная среда для паразитов и планктона, а они опасны.
•  Оптимальная температура воды — не ниже 11 градусов Цельсия.
•  Скорость роста перламутрового слоя раньше составляла 0,09 мм в год, сейчас выросла до 0,3-0,8 мм в год; в морях Северной Австралии достигает аж 1,5 мм в год.
•  Жемчужины выращивают в среднем около двух лет; в море — обычно не больше 3–4, потому что их надо содержать, они могут заболеть, форма жемчужины может испортиться.
•  Океанические жемчугоносные моллюски — «многоразовые»: вытащив жемчужину, на её место можно положить шарик такого же диаметра, и моллюск продолжит вырабатывать перламутр уже вокруг него.
•  После 7 лет жизни морская ракушка перестаёт вырабатывать перламутр; пресноводная после операции вырабатывает его только 3 года подряд.
•  Из всего урожая жемчужной фермы только около 10% пригодно для высококлассных ювелирных изделий; брак и отходы составляют 15–20%.

Важно помнить, что двустворчатые жемчугоносные моллюски бывают пресноводными, морскими и океаническими, и технология культивирования для них разная. О различиях можно написать не один пост; например, в пресноводные не кладут ядро. Микимото работал с морскими моллюсками, и в этом посте речь идёт в основном о них, если не оговорено иное.